Вынужденная беспомощность у предпринимателей

— Ты не создал мне зону безопасности и обесценил все мои эмоции!

Откровенно говоря, он прав. Только я сделал это намеренно. Меня заклюют большинство психологов, но я регулярно так и поступаю. Люди приходят ко мне изначально с запросом на психологическую и стратегическую помощь в сложных бизнес-ситуациях.

Бизнес — это всегда факты. Ну как «всегда»? Так должно быть. Но большинство управленцев их не видят, даже когда тыкаешь носом в упор. Я сам был такой.
Не мог отличить ни эмоций, ни фактов, ни мыслей.
Проще просто буркнуть «он не прав», «меня предали», «мне страшно».

— От чего страшно?

— Ну от всего этого, что происходит вокруг.

— Что происходит вокруг?

— Ну кризис.

— Какой кризис?

— Нууу… этот карантин.

— Тебе страшно из-за карантина? Он тебя ограничивает?

— Нет вообще-то, я себе пропуска сделал от юрлица, езжу спокойно.

— Так от чего страшно?

— От того, что надвигается.

— А что надвигается?

— Жопа надвигается, вот что. Сейчас спросишь «какая жопа».

— Как выглядит эта жопа, ты ее уже видел? Описать можешь?

— Нет, конечно, не могу. Я ее еще не видел. Но готовиться надо, надо разработать стратегию от жопы.

— А как ты подготовишься к тому, формы и фактов чего не видел? И стратегия строится не «от», а «к чему-то»…

Ну и так далее. Причем этого клиента я считаю рациональным. Когда он начал видеть в любом событии факты, а потом отделять от фактов свои эмоции, он кардинально изменился. Но таких мало. 20% от всех.

Вернемся к тому верхнему случаю, где я обесценил.
Человек ходил на психотерапию. Оценил и полюбил правила. Знает слова «зона безопасности» и «обесценивание». Что это ему дало? Он везде требует зону безопасности и признания важности своих внутренних болячек.
Где он живет? В прошлом. Всегда в прошлом.
Где живет бизнес? Впереди.
Где надо находиться? Здесь и сейчас, чтобы увидеть будущие возможности.
Где находится подавляющее большинство людей? В прошлом (воспоминания), или будущем (мечты или страхи), но не здесь. Подавляющее большинство.

Bз здесь и сейчас, из нуля, можно увидеть окружающие возможности и необходимые решения.
Это дается непросто. Поколения предков не делали этого. Я почти 40 лет своей жизни не делал этого. Нас не учили.
А психика — она ригидна, ее хрен там вот так перестроишь. Она через какое-то время возвращается к привычным паттернам поведения, она хочет вечно бояться и не видеть. Ну в крайнем случае что-то делать. Что-то! А не то, что нужно. Деятельность не равна действию.

И тут я дергаю своего клиента. Вывожу из зоны безопасности, пытаюсь отрезвить. А он говорит — обесценил мои эмоции, мое мировоззрение.

Зона комфорта.
Зона безопасности, кажется зоной комфорта.
Говорят, надо выходить из зоны комфорта. Чушь, скажу я. Вы там и не были — в этой зоне комфорта.

Зона комфорта — это покачиваясь в гамаке на Гавайях даже не думать ни о деньгах, ни о здоровье, ни о любви, поскольку с этим тоже все хорошо. Вы в подобной ситуации сейчас? Вы были когда-нибудь в зоне комфорта по-настоящему? Я — нет.

Всю жизнь я туда стремился, бился, тянулся.
Оказалось, все проще — зона комфорта в нуле, а не в гамаке. Но лично для вас зона комфорта может быть, действительно, в гамаке на Гавайях.
Но тут дело в следующем. Прежде, чем строить стратегию жизни, надо выйти в ноль-состояние. Чтобы увидеть себя, увидеть окружение и выбирать, а не быть следствием.

Один мой товарищ, за два дня, не смог найти время и позвонить мне, чтобы перейти на следующий уровень в работе. Три минуты. За 48 часов. Он не пытается отделаться от меня. Он правда в это верит… и удивляется. И я ему верю. И не удивляюсь
Если у нас нет трех минут, у нас нет ни силы воли, ни желания ее иметь. Мы следствие.

И следствие мы принимаем за зону комфорта. Следствие чужих обстоятельств, чужих страхов, чужих мыслей.

В эксперименте Селигмана было две группы собак. Обе группы били током. Первой группе при этом давали выскочить, второй нет. Через некоторое время решили не препятствовать собакам из второй группы. Но они уже привыкли терпеть. Их били током, а они сидели и скулили. (см. фото).

Вынужденная беспомощность у предпринимателей

Это называется «вынужденная беспомощность», хотя люди называют такое состояние «зона комфорта». Им плохо там, но они продолжают требовать признания своих чувств. В бизнесе.

Путаются. Не видят. Не знают. Отождествляют себя со своими чувствами, как «страх» у клиента выше. Страх — это слепота. По фактам — нет причин для страха. Но старые программы говорят — беспокойся, что-то не то. И ты падаешь в это все глубже и глубже. И вот ты уже связан, захвачен, тебя обволокли, а потом еще кто-то в фейсбуке подливаете еще своих страхов, еще кто-то своей ненависти, и еще больше. Кто-то добавляет такого сладкого, такого остроумного сарказма, иронии. И ты уже как та собака, тебя колят, а ты улыбаешься и боишься, и веришь, что все так и есть. А потом идешь управлять. Страх и слепота идет управлять страхом и слепотой.
Кто за зрячего?

А еще слово «требовать». Вам часто хочется потребовать? Я не видел, чтобы люди бизнеса требовали чего-то. Они забирают.

Или не забирают, если видят, что это невозможно.
Что делать? Видеть. Видеть здесь и сейчас. Быть нулем.

В психологии есть термин «самость», то есть образ своего „Я“, воспринимаемый и осознаваемый человеком. Согласно теории Роджерса, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости», становятся частью ее структуры, у человека появляется тенденция к уменьшению самосознания. Например, поведение становится более спонтанным.

Т.е. все меньше рациональности.
Как только мы поверили в наше эго, в себя, в других — мы все менее рациональны. У нас все меньше самосознания.

Надо разотождествиться. Увидеть факты. Увидеть свои паттерны. Увидеть чужие паттерны.
Сложно? Очень.
Сразу получится? Мало у кого получается. Но получается все чаще и лучше.

Оцените статью
Поделиться с друзьями